Cпецпроекты

7 фильмов Бернардо Бертолуччи, которые нужно посмотреть (кроме «Мечтателей»)


0 614 2

В понедельник, 26 ноября, в Риме на 78-м году жизни скончался итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, чей фильм «Последний император» в 1988 году стал обладателем девяти статуэток «Оскар».

В то время как редакции всех мировых СМИ публикуют в некрологах трейлер и отрывки фильма «Мечтатели», редакция bit.ua вспоминает другие фильмы великого режиссера, в которых он точно так же демонстрирует тонкий микс остросоциальных проблем, табуированной в те времена сексуальности и отчаянные муки человеческого выбора.

Конформист (1970)

Первая серьезная заявка Бертолуччи на большое кино и мировое признание. В «Конформисте» Бертолуччи исследует природу предательства, психологическую подоплеку фашизма и антифашизма, а также человеческую сексуальность в самых неожиданных ее проявлениях. Марчелло Клеричи в исполнении Жана-Луи Трентиньяна стал символическим образом, с помощью которого Бертолуччи отчаянно пытается понять, как итальянские интеллектуалы переходили на сторону фашистского режима диктатора Муссолини.

Сложная структура повествования и новаторский стиль, в котором Бертолуччи рассказывает историю «Конформиста», в свое время повлияли на многих именитых режиссеров — например, на того же Френсиса Форда Копполу, который через пару лет снимет своего «Крестного отца», а еще через несколько лет — «Апокалипсис сегодня».

Последнее танго в Париже (1972)

Самый знаменитый и, пожалуй, самый скандальный фильм Бертолуччи, который рассказывает эпатажную историю любви стареющего мачо (Марлон Брандо) и юной искательницы приключений (Мария Шнайдер). Несколько лет назад в одном из интервью Бертолуччи признался, что сцена с изнасилованием (так называемый «эпизод с маслом») была настоящей — режиссер снимал сцену без согласия актрисы Марии Шнайдер. По словам Бертолуччи, таким образом он хотел добиться от Шнайдер естественной реакции — реакции женщины, а не актрисы. Чтобы она не сыграла, а по-настоящему испытала «ярость и унижение».

Фильм вышел настолько правдоподобным, что в Италии его запретили к показу на 14 лет (с 1972 по 1986 годы). Кроме того, за эту ленту итальянский суд лишил Бертолуччи гражданских прав сроком на пять лет и приговорил к четырехмесячному условному заключению. Все копии фильма тогда были официально уничтожены. Картина вышла на экраны лишь через много лет благодаря единственной копии, которую сохранил сам Бертолуччи.

Двадцатый век (1976)

Пятичасовой эпос, рассказывающий удивительную историю дружбы двух мужчин —  сына бедного крестьянина и отпрыска богатых помещиков. Бертолуччи показывает историю их жизни от раннего детства до осознанной зрелости, где двое абсолютно разных по характеру и социальному статусу человека проносят сквозь годы глубокое чувство любви, дружбы, поддержки и уважения.

Уникальный тандем совсем еще молодых и зеленых Жерара Депардье и Роберта де Ниро, музыка Эннио Морриконе, интригующие сюжетные перипетии, раскрывающие параллельное развитие и несомненное сходство коммунизма и фашизма в 30-е годы ХХ века, — весь этот набор сделал фильм знаковым событием в истории итальянского кино.

Луна (1979)

Еще одна пронзительная лента Бертолуччи, которую критики почему-то считают неудачной и обходят стороной, составляя топ-лучших фильмов режиссера. История о Джо — сыне оперной певицы, который, страдая от недостатка любви и внимания, ищет утешения в наркотиках. Пытаясь спасти Джо, мама-певица увозит его в Италию и знакомит там с его настоящим отцом — школьным учителем, который отлично ладит с детьми, уделяя каждому толику внимания и любви. Это общение раскрывает Джо с новой стороны. Впрочем, как и его мать: на фоне всех этих событий на нее накатывает нездоровая волна любви к сыну.

В этом фильме Бертолуччи снова исследует тему сексуальности — на этот раз еще более табуированную, чем в «Последнем танго». В этой истории любви матери и сына (читай — инцеста) Бертолуччи в который раз виртуозно показывает, насколько сильной и болезненной иногда бывает любовь и какие уродливые формы она принимает, когда человек запоздало решает открыть свое сердце.

Трагедия смешного человека (1981)

Несмотря на слово «смешной» в названии, комедией здесь и не пахнет. «Трагедия смешного человека» рассказывает историю похищения сына владельца сырной фабрики. Террористы требуют за него большой выкуп, и, чтобы собрать такую сумму, главный герой должен сделать выбор: продать все, что он нажил непосильным трудом в течение всей своей жизни или оставить все как есть, поставив жизнь сына под угрозу.

В этой картине Бертолуччи снова показывает сжирающие изнутри муки выбора. Счастливый, смешной человек оказывается запертым в клетке, сплетенной волею судьбы из боли, ненависти, лжи и насилия. Выводя героя из его привычной зоны комфорта, насильно отбирая надежду на прекрасное будущее и забрасывая его в бесконечные лабиринты мучительного выбора, Бертолуччи наглядно показывает: все на этой земле зависит от воли случая, а «счастливый конец» — понятие настолько растяжимое, насколько позволяют раздвинуть его мышцы твоих внутренних рамок.

Последний император (1987)

Монументальная — не побоимся этого слова — кинолента, в которой Бертолуччи дотошно и кропотливо исследует историю Китая, которая хранилась до этого за семью замками. Убийственно красивая история жизни и смерти последнего китайского императора Пу И, который был возведен на трон в возрасте трех лет. Рассказывая о судьбе Пу И, Бертолуччи параллельно отражает в своем фильме все мировые конфликты первой половины ХХ века.

«Последний император» стал первой западной кинолентой о Китае, снятой на территории страны при полной поддержке китайских властей. А Бертолуччи стал первым европейским режиссером, которому разрешили проводить съемки в Запретном городе — главном дворцовом комплексе китайских императоров на протяжении пяти столетий. Как результат — девять «Оскаров», четыре «Золотых глобуса», премия «Сезар» и целый букет других престижных наград. Этим фильмов Бертолуччи еще при жизни внес себя в список классиков кинематографа.

Я и ты (2012)

Последняя режиссерская работа Бернардо Бертолуччи, в которой он обращается к проблемам молодого поколения. История интроверта Лоренцо, которому крайне сложно общаться с окружающими людьми. В то время как все его одноклассники едут на неделю кататься на лыжах, Лоренцо сбегает от них и тайком на время поездки поселяется в подвале своего многоквартирного дома в надежде побыть наедине с собой и как следует покопаться в своем внутреннем мире. Однако его одиночество прерывает неожиданное появление странной девушки Оливии, чья жизнь оказывается тесно переплетена с самим Лоренцо и его семьей.

Этот фильм Бертолуччи снял после нашумевших в начале 2000-х «Мечтателей» с Евой Грин и Луи Гаррелем — с момента выпуска «Мечтателей» прошло почти десять лет, и «Я и ты» можно назвать своеобразной «эпохой возрождения» мэтра. Слоган фильма звучит как «Пора открыть мир заново!» — и этой фразой Бертолуччи как открывает самого себя, так и призывает молодежь не зарываться в собственные проблемы и не прятаться в подвалах — как в прямом, так и в переносном смысле.

ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ 10 лучших фильмов 2018 года по версии журнала Time
1793 0 4
 
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ Вселенная Уэса Андерсона: рейтинг всех фильмов
853 0 112

Подписывайтесь на нас в Facebook

Написать комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

Извините, для комментирования необходимо войти.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: